центральный замок в авто
В начале мая мы посетили Замок принцессы Ольденбургской, который расположен в п.Рамонь. Честно говоря, планируя эту поездку, не ожидала, что получим такие незабываемые впечатления, т.к. читала и видела на фотографиях, что замок находится в разрушенном состоянии (вернее, его внутренняя отделка; а фасад здания достаточно хорошо сохранился), и думала, что "руины" замка не могут вызвать особого восхищения. Но, как оказалось, всё совсем наоборот – именно нетронутые реставрацией или ремонтом части здания и внутренней отделки, имеющие более чем вековую историю, и впечатлили более всего.

Конечно, поехать за 500км от Москвы, только для того, чтобы увидеть замок, не каждый решится. Но если Вы едете на юг по М4, то не пожалейте 2-х часов и, не доезжая около 30-ти км до Воронежа, сверните с трассы направо с трассы, по указателю "Рамонь", и через 7-8км попадёте в посёлок. Кстати, следуя далее по М4 на юг, в Воронежской области есть еще одно интересное место – Дивногорье (находится в 150км от Воронежа). Там удивительной красоты меловые скалы, уникальная пещерная церковь, курганный могильник (эпоха бронзы) и Маяцкие крепость, некрополь, гончарный комплекс (IX-Xвв).

Приехав в Рамонь, замок нашли довольно быстро. И авто вот мы у Въездных ворот, которые украшают старинные кованые ворота,

за которыми нас ждёт увлекательное путешествие по замку принцессы Ольденбургской:


Перед поездкой мы предварительно не уточняли режим работы и время проведения экскурсий, т.к. был выходной день, и надеялись, что экскурсии точно должны проводиться. Когда подошли к замку, была удивлена тем, что кроме нас там было очень много посетителей - мы приехали примерно к 12 часам и, по словам экскурсовода, это была уже пятая группа. Когда наша экскурсия закончилась, у входа уже ждали другие посетители, а лишь только они ушли, то тут же подъехали другие. Причем это были не организованные группы, а приезжающие самостоятельно люди (на авто номера с самых разных регионов) Это были дни майских праздников, и потому, наверное, посетителей было больше, чем обычно. Но, по словам сотрудников, и в другие выходные дни здесь бывает довольно много людей. Экскурсии здесь проводятся и в будние дни.

Направляясь в замок, признаюсь, мы очень мало знали о роде Ольденбургских. Лишь немного прочла в статьях, размещённых в интернете. Но, конечно, никакие статьи не заменят живого рассказа экскурсовода. И поэтому, прежде всего, хотелось бы поблагодарить замечательного экскурсовода Юлию Владимировну – благодаря ее глубоким знаниям, увлечённости, подробному, интересному рассказу мы узнали очень многое о замке и его владельцах. Причем, описания многих из рассказанных ею историй и исторических фактов, я не встретила ни в купленных в тот день книгах о Рамони и замке, ни в статьях в интернете.

История замка хранит много тайн. И одной из них является то, что, находясь в российской глубинке, замок и сейчас влечёт к себе большое количество посетителей. Кого-то влечёт красота и монументальность строений, других – поражающая своими размахами деятельность Ольденбургских, кто-то едет сюда, чтобы узнать о многочисленных мистических тайнах, легендах, привидениях, а кого-то привлекает то, что владельцами замка были особы царских кровей.

Ольденбургские – немецкие герцоги и герцогини, которые в XVIII век владели престолами в Дании, Норвегии, Швеции, Греции, а с 1761 года и в России. Впервые с домом Романовых они породнились, когда дочь Петра I Анна вышла замуж за Карла-Фридриха Гольштинского (одна из ветвей Ольденбургских). От их брака родился сын Карл Петер Ульрих (Петр III, 1728-1762гг), который правил Россией с 1761 по 1762 год (а с 1762 года Россией правила его жена Екатерина II). С началом его правления в Россию на различные государственные должности стали приглашать представителей Ольденбургского дома Гольштейн-Готторпской династии. Второй династический брак представителей домов Романовых и Ольденбургских был заключен в 1809 году между Георгом Петровичем Ольденбургским (Петр-Фридриг-Георг) и дочерью Павла I Екатериной.

Третьим династическим браком стал заключенный в 1878 году союз Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932) и принцессы Евгении Максимилиановны (1845-1925).


Евгения Максимилиановна – дочь герцога Лейхтенбергского и Великой княгини Марии Николаевны. Её прабабушкой по линии отца была супруга Наполеона Бонапарта Мария-Франсуаза-Жозефина, а по линии матери она была племянницей Александра II и внучкой императора Николая I. Александр Петрович – внук Георга Петровича (кстати, отец Александра Петровича – Петр Георгиевич – был очень образованным, деятельным человеком и внёс очень большой вклад в развитие России; в 1889 году на Литейном проспекте Санкт-Петербурга ему был установлен памятник, а в 1912 году, в связи с его столетним юбилеем, была переименована часть набережной реки Фонтанки) (на фото Александра Петровича видны черты рода Романовых)

В 1879 году император Александр II подарил любимой племяннице, Евгении Максимилиановне, именье Рамонь. В те времена здесь был сахарный завод, основанный предпринимателем и меценатом Иваном Ивановичем Тулиным. После него имение Рамонь и сахарный завод сменили нескольких владельцев, а в 1879 году стало принадлежать императорскому дому.

Вступив во владение и приехав в Рамонь, Александр Петрович и Евгения Максимилиановна поселились в доме бывшего помещика Тулина, и, будучи людьми предприимчивыми, деятельными, целеустремлёнными, занялись обустройством хозяйства.

В 1883 году началось строительство замка. И это грандиозное сооружение в староанглийском стиле, стены которого имели метровую толщину, было выстроено всего за три года! А в 1887 году была завершена и внутренняя отделка замка.

Замок возводился на крутом склоне одного из холмов Рамони. Кирпич для постройки изготавливался тут же, по особой технологии (известный как "пяточный" метод), был очень прочным; благодаря чему стены замка до сих пор практически не имеют повреждений. День начала постройки был очень торжественным, все жители деревни нарядились в праздничные одежды, а будущие владельцы замка собственноручно закладывали в фундамент будущей постройки золотые монеты.

Башни, окна и каменные щипцы были выделены белым цветом – это сделано для того, чтобы придать метровым по толщине стенам, неприступным угловым башням ощущение легкости и изящества:

Изысканность замку придавали и творения кузнечного искусства — витые, в виде извивающейся виноградной лозы, чугунные въездные ворота и, повторяющая рисунок ворот, ограда балконов и веранды:

В стекло крыши восточной веранды ажурной паутиной вплетена тончайшая жестяная проволока, которая должна была сдерживать удары случайных предметов и не позволять стеклу раскалываться:

Одновременно с окончанием строительства замка, были построены и въездные ворота. Башню украсили куранты фирмы "Винтер" (сейчас на их месте стоят обычные вокзальные часы). Конструкция этой башни такова, что она многократно усиливала звон колоколов. Часы отмеряли время каждые четверть часа, а звон колоколов разносился на несколько вёрст:

Перед замком был фонтан (сейчас его, к сожалению, уже нет). Позади замка каменные ступени вели к гроту, который украшал фонтан-рыбка (этого фонтана тоже сейчас нет), а над гротом была площадка для оркестра:

От грота вниз спускались ступени, ведущие к реке:


Позади замка сооружен мост, соединяющий два холма - "Мостик Любви" (на другом холме был построен дом для семьи сына Петра и его жены Ольги, которые был назван "Уютным"):

При входе в замок, первое, что привлекает внимание - это камин (его верхняя часть в точности повторяет строение северной башни) и дубовая лестница:

Лестница в два поворота ведет на второй этаж:


Изготовлена она из мореного дуба без единого гвоздя. Говорят, что сама принцесса, высчитывала высоту и глубину ступеней, уделяя внимание тому, чтобы по этой лестнице удобно было ходить дамам в длинных платьях. Об этом рассказывала экскурсовод, пока мы поднимались по лестнице, и поначалу я не обратила внимания на это удобство. Но вот когда спускались, я, совершенно не думая об этом удобстве, вдруг почувствовала насколько приятно идти по этой лестнице. Действительно, очень удобные ступени, и очень приятно держаться за дубовые перила.

Отапливался замок единственной печью, которая располагалась в цокольном этаже. От печи в стенах метровой толщины шли полости, по которым, как по кровеносным сосудам, поступало тепло в каждую комнату замка. Для реставраторов эта система отопления до сих пор остается загадкой. Вот на этой фотографии видно, что метровые стены внутри себя имеют полости:

Помимо печи, на первом этаже замка выстроены три камина – помимо того, что это создавало уютную обстановку, эти камины были необходимы для дополнительного обогрева тех комнат, которые теряли тепло из-за открывающихся входных дверей или дверей веранды. А для приятного аромата камины топили дровами исключительно фруктовых деревьев.

Автор проекта замка точно не установлен. По одним данным, им является Христофор Нейслер (Нецлер), по другим – Николай Леонтьевич Бенуа. Но существует мнение, что автором проекта, будучи высокообразованной и деятельной, была сама Евгения Максимилиановна; но эту версию подвергают сомнению, считая, что не могла женщина, не имеющая инженерного или архитектурного образования, построить столь совершенное (как в архитектурном, так и в инженерном плане) сооружение. При этом не опровергают того факта, что эта же женщина смогла построить и развить здесь множество производств, производительность которых выросла в короткие сроки и продукция получила известность и признание как в России, так и в Европе. Так что, вполне возможно, что и сама Евгения была автором (или одним из авторов) проекта этого дворца. И это еще одна из многочисленных тайн этого замка.

Наша экскурсия по замку началась в одной из комнат, расположенных на первом этаже. В этой комнате в те времена Александр Петрович, обладая медицинскими знаниями, лечил больных. В частности, зрение (и применял метод, который и в настоящее время используют офтальмологи – ставил в окна стёкла необходимого цвета) и гипнозом лечил алкоголизм.

В этой комнате расположен стенд, на котором размещены фотографии и краткое описание жизни и деятельности Ольденбургских в Рамони:

Кстати, в этой комнате, за ограждением из досок, сквозь щель, можно увидеть голландскую плитку из г.Дельфта (указом Петр I обязал русских купцов закупать облицовочную плитку в голландском городе Дельфте, и было приказано освоить производство голландской плитки на российских мануфактурах, что и произошло в скором времени):

Здесь экскурсовод нам очень интересно и подробно рассказала об Ольденбургских и их деятельности. Честно говоря, эти факты поражают - просто удивительно, как за столь короткий срок они успели сделать столько много. Даже если рассматривать лишь срок, за который развивалось хозяйство и производства в Рамони - а это с 1879 по 1905год; причем строительство фабрик, рост производства, известность продукции были достигнут уже в первые годы. Незадолго до революции они покинули Россию, и, как будто бы предчувствуя это, стремились сделать как можно больше для России и потомков. И даже глядя на построенные ими замок, заводы, другие строения, видна их основательность, и то, что всё это строилось на века.

Помимо возведения дворца, Евгения Максимилиановна вела в Рамони активную хозяйственную деятельность. Доставшийся ей в наследство сахарный завод, на котором использовался исключительно ручной труд, производил всего около 100кг сахара в сутки. Она оснастила производство новейшей техникой, и благодаря усовершенствованиям производиться стало до 200 000 центнеров сахара в сутки. На заводе была сооружена канатная дорога, а для транспортировки продукции по России и доставки угля на производства была построена железнодорожная ветка Графская-Рамонь.

К сахарному заводу был пристроен сначала рафинадный цех, а затем, в 1900 году, была построена кондитерская фабрика с применением паровых машин. И в скором времени фабрика получила известность в мире, а на европейских конкурсах продукция завоевывала призовые места. Вся продукция упаковывалась в красочную, высокохудожественную и качественную упаковку, а над созданием эскизов работали ученики художественных школ под руководством известных художников:


Помимо этого, Евгения открыла конезавод, ковровые мастерские, начальную и рисовальную школы, лечебницу, бесплатную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров. Проводилась электрификация предприятий, была построена водонапорная башня и система водопровода. А на противоположном от дворца берегу реки Воронеж был огорожен участок леса — "зверинец", где содержались диковинные звери. Она завезла сюда пятнистых оленей и бобров, которые ранее не жили в этих местах.

Каждый день принцесса лично обходила все цеха и складские помещения, столовую, свекловичные плантации, обязательно заходила в школу, посещала больницу, семьи рабочих, следила за чистотой, пробовала приготовленную для рабочих пищу. Ольденбургские заботились о населении Рамони и всегда помогали нуждающимся. Они были крёстными каждому родившемуся в Рамони ребёнку.

Помимо деятельности в Рамони, Ольденбургские вели благотворительную деятельность. Александр Петрович был попечителем императорского Училища правоведения, Детского приюта, Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Комитета содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития и мн.др. В 1890 году Александр Петрович создал Институт экспериментальной медицины (в ней работал и И.П.Павлов), не имевший аналогов ни в России, ни в Европе. А в 1900 году загорелся идеей создать на Кавказе, на берегу Чёрного моря, относительно недорогой курорт, который мог бы конкурировать с дорогими курортами Крыма. Он сам руководил работами, вникал во все мелочи, вкладывал в осуществление своей идеи немалые собственные средства. Так, благодаря Александру Петровичу Ольденбургскому, появился курорт в Гаграх, который многие годы оставался одним из лучших на Черноморском побережье.

Евгения Максимилиановна участвовала во многих прогрессивных начинаниях, за что была награждена орденом "За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения". Она была попечительницей Рождественской женской гимназии, покровительницей Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, попечительницей Ботанического сада, председателем Императорского Минералогического общества. Она была председателем Императорского Общества поощрения художеств, которое пропагандировало отечественное изобразительное искусство, устраивало выставки, издавало альбомы, а на полученные средства помогало талантливым художникам получать образование в России и за границей. По приглашению Евгении, сначала секретарём, а затем директором Императорского Общества поощрения художеств был Н.К.Рерих (который, кстати, часто гостил в замке Ольденбургских в Рамони)

Комитет о сестрах Красного Креста под руководством Ольденбургской развернул широкую издательскую деятельность по изготовлению художественных почтовых открыток с репродукциями картин Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. К этой работе были привлечены многие художники во главе с А. Н. Бенуа. За 20 лет Общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом больше 30 миллионов экземпляров. В издательстве выпускались также путеводители, буклеты, художественные альбомы.

Очень многие начинания Ольденбургских внесли большой вклад в развитие России, и сохранились на века – кондитерская фабрика Ольденбургской положило начало Воронежской кондитерской фабрике (после отъезда за границу оборудование было выкуплено и перевезено в Воронеж), на месте зверинца – Воронежский биосферный заповедник, железнодорожная ветка действует и ныне, Гагринский курорт и сейчас поражает своей красотой и принимает отдыхающих, действует Институт экспериментальной медицины и еще многое-многое другое они оставили после себя потомкам.

На экскурсии нам рассказывали и о сыне Александра Петровича и Евгении Максимилиановны – Петре и его жене Ольге (дочь Александра III и родная сестра Николая II):


Брак Петра и Ольги был четвёртым династическим браком дома Ольденбургских и Романовых. Но он, к сожалению, оказался неудачным - Ольга влюбилась в капитана Николая Куликовского, об этом знал ее муж Пётр, и он… назначил Куликовского на должность (не помню название), и таким образом, Ольга имела возможность каждый день встречаться с Куликовским:) Вот такое решение:) Но он долгих 13 лет не давал разрешения на развод. А в 1916году Николай II разрешил развод. Вскоре Ольга и Куликовский эмигрировали, в браке у них родились два сына (дочь одного из них приезжала в Рамонь)

По окончании рассказа о деятельности Ольденбургских, мы направились в путешествие по замку. Надо сказать, что, даже не имея внутренней отделки и обстановки, замок кажется очень уютным и удобным – ходить по многочисленным комнатам очень приятно. Мы останавливались почти в каждой комнате, где экскурсовод рассказывала о том, что здесь располагалось, как выглядела, обращала наше внимание на различные детали, и сопровождала рассказ различными историями (подлинными и легендами) из жизни хозяев дома.

На фото ниже часть гостиной – заколоченное окно, а справа рама, в которых ранее было размещено гобеленовое полотно:

А на потолок был натянут шелк. Под потолком по периметру были установлены лампы, свет которых подсвечивал эти шелковые полотна:


А так выглядела гостиная (фото 1900г). Добротная мебель, изысканные обои и шторы говорили о хорошем вкусе хозяйки.

Из гостиной был выход на веранду (а слева и справа от веранды – ступени, ведущие к гроту):

В гостиной установлен очень красивый камин:

Нам предложили заглянуть и внутрь этого камина:

Там мы увидели чугунные трубы:

По словам экскурсовода, точное их назначение не известно. Возможно, и они были предназначены для системы отопления замка (помимо той печи, которая расположена в цокольном этаже). Но, скорее всего, именно отсюда поступала горячая вода в душевую кабину, расположенную в спальне принцессы. На фото верхняя часть кабины и краны:

На полах в комнатах замка был паркет. Во многих комнатах его уже нет, но в этой он сохранился:

В библиотеке потолки украшали дубовые шестигранные плиты, на которых были изображены (выжжены) герои древнегреческой мифологии, различные цветочные орнаменты, геральдические символы Ольденбургских и буквы "АЕП" (Александр, Евгения, Пётр). И некоторые работы были выполнены самой Евгенией; это подтверждает надпись на одной из таких плит: "1887. Февраль, март, апрель, май. Рисунки составлены А. М. Аббель, выжжено Евгенией, пр. Ольденбургской, фон сделан фрейлиной А. Л. Шиповой, полковником А. Ч. Ганикс":

На фото ниже - читальня (и молельня), расположенная в южной башне. Здесь на потолке, по центру был изображен "третий глаз". По словам тех, кто бывал в этой комнате, они не могли здесь долго находиться. И эта комната, будто бы, обладает мистическими свойствами и отрицательной энергетикой (и это, якобы, подтверждают проводимые с помощью специального оборудования):

В заключительной части экскурсии мы направились в цокольный этаж. Следуя за экскурсоводом, мы шли по абсолютно тёмным коридорам. Тут хочу заметить, что хорошо было бы иметь с собой фонарик, потому что ребёнок мой периодически "терялся"; а когда он однажды не отозвался на мой голос, то тут уже началась и лёгкая паника – помимо того, что в многочисленных закоулках можно легко затеряться, еще и то, что в темноте могут подстерегать разные опасности в виде строительного мусора, или, возможно, каких-то ям (а, кроме этого... место-то довольно мистическое, с ним связано множество легенд, в т.ч. и присутствие в замке привидений:) – мало ли что:) К счастью, ребёнок благополучно "нашелся" - он был рядом с экскурсоводом и внимательно его слушал.

Мы подошли к печи, которая отапливала весь этот огромный замок:

Находясь около печи, нам предложили оглянуться назад – и там, за несколькими решетками, мы увидели….

… женский силуэт (принцессы Ольденбургской:)) с протянутой рукой.

Подойдя ближе, видно, что это осыпавшаяся штукатурка. Отчётливо виден женский силуэт, а позади него - развивающийся шлейф:

Говорят, что это произошло в тот период, когда в замке в 80-хгодах начались реставрационные работы. И в замок вернулся дух принцессы:) И теперь "он" мешает вести работы по восстановлению замка. Архитектор Александр Руднев, который руководил работами в 80-х годах, рассказывал: "…когда в замке начался ремонт, …рабочие жаловались, что их мучили ночные кошмары, что наутро они просыпались разбитыми. По ночам люди слышали странные шумы. Иногда они походили на звуки катящегося по полу шара, иногда слышались приглушенные крики и стоны, иногда как будто хлопали крылья птиц, что-то щелкало и билось..."

А, быть может, наоборот – "дух принцессы" желает того, чтобы замок был восстановлен (и протягивает руку как бы прося о помощи), но мешает этому проклятие колдуна, который, согласно одной из многочисленных легенд, лечил принцессу, не брав за это денег, а желая ответной любви, за что прознавший про это хозяин замка приказал сжечь колдуна в лесу. И колдун проклял род Ольденбургских и замок, завещав, что он не будет восстановлен, пока жив хоть один из потомков рода. Как бы то ни было, но реставрация началась в 80-х годах, менялись подрядчики, в настоящее время патент на реставрацию у одной немецкой компании, но замок до сих пор так и не восстановлен.

Кроме этого, говорят о том, что на месте, где расположен замок, существует аномальная зона, и что замок обладает отрицательной энергетикой. И это, якобы, подтвердили измерения с помощью специального оборудования. И, видимо, по этой причине здесь не живут птицы, животные, а так же различные насекомые.

Да и сам хозяин дома, Александр Петрович Ольденбургский, интересовался эзотерикой и всякими паранормальными явлениями, состоял в оккультном обществе, и проводил здесь различные опыты и сеансы. И участвовал в этом часто гостивший у него Николай Рерих (который, кстати, в 1901 году для дома Ольденбургских написал две картины: "Княжья охота" - "Утро" и "Вечер"; в настоящее время они хранятся в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского) Но после пожара в мае 1902 года, когда в день Николая Чудотворца полностью сгорела вся деревня, расценив это как некий знак свыше, перестал заниматься оккультными науками (и увлёкся впоследствии египтологией; что почти то же самое:))

Однажды в Рамони у Ольденбургских гостил Великий князь Константин Константинович Романов. После посещения он написал стихотворение:

Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонь хороша.
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.
Но милее и лучше, и краше
Гор, оврагов, озер и поле
Дорогое радушие ваше
С простотой деревенской своей.

Путешествуя по замку, получили огромное удовольствие от того, что смогли прикоснуться к вековой, нетронутой реставрацией старине. И покидая замок, признаюсь, было совершенно искреннее желание… - чтобы этот замок никогда не был восстановлен:) Потому что исчезнет то ощущение старины, прикасаясь к которой получили незабываемые ощущения и впечатления. И вряд ли его смогут отреставрировать так, чтобы дух старины, подлинности сохранился. Наверное, кому-то хочется того, чтобы замок выглядел "красиво" (ну, например, как Цaрицыно; которое кроме как любования этой самой красотой, никаких других чувств не вызывает:) Честно говоря, глядя на фотографии, и у меня на секунду возникает такое желание. Но, всё же, мне хочется (хотя моё мнение вряд ли заинтересует реставраторов и инвесторов:-), чтобы это было… подлинно. Ведь если начнут штукатурить, то заштукатурят всё:) Причем вряд ли при этом будут заботиться о том, насколько эти материалы идентичны и повторяют те, которые использовались здесь при строительстве замка.

И подтверждение таким "работам" уже есть – например, вот эта часть ограды у въездных ворот. Здесь отлично видно, что используемый кирпич "не тот". Современный. Причем еще и уложен очень неаккуратно:


А мне бы хотелось видеть – вот эти трещины в плитке, и отпечатки от надписей, которыми была подписана каждая плитка:

После реставрации вряд ли мы увидим то, что нижняя часть стен проложена верблюжьей шерстью (что служило для сохранения тепла и защиты от насекомых):

Мне интересно знать, что же находится под штукатуркой:

Хочется, чтобы остались даже вот эти разрушенные ступени и обветшавшая дверь:

И не хотелось бы, чтобы заштукатурили силуэт… принцессы Ольденбургской:)

Хотя его, скорее всего, оставят. Для привлечения в замок туристов :-)

А впрочем, мы всё это уже увидели, а до окончания реставрации успеем съездить еще много раз (а если работы будут идти такими темпами, то ребёнок успеет и школу закончить; в которую еще не пошел:-) Так что – пусть реставрируют:-) Но только пусть оставят нетронутыми хотя бы некоторые части здания (как при реставрации старинных автомобилей оставляют неотреставрированной хотя бы одну деталь:-)

После посещения замка мы дошли до водонапорной башни (построена в 1894году), которая расположена недалеко от замка:

А рядом с замком – бывший каретные двор (над входом надпись: "Клуб сахарников"):

После этого мы дошли до главной площади города. Здесь находится памятник, установленный в честь 300-летия российского флота. Как известно, в Воронеже строились военные корабли, и одна из судоверфей находилась недалеко от Рамони. В 1711 году сюда прибыл Витус Беринг – он руководил сплавом и принял командование одного из кораблей:

Далее мы вернулись к машине и поехали в Музей керамики:

Одновременно с нами сюда подъехали как раз та же самая группа людей, с которой мы путешествовали по замку Ольденбургских. Здесь для нашей группы провели интересную экскурсию, познакомив нас с развитием гончарного промысла на Воронежской земле. В музее несколько небольших залов, посвященные разным периодам развития – от древних археологических находок до работ, выполненных современными мастерами. Представленные экспонаты очень красивые! А после экскурсии мы купили на память о Рамони несколько глиняных сувениров.

Здесь же, в Музее керамики, расположен стенд посвященный конструктору русского стрелкового оружия, талантливому изобретателю трехлинейной винтовки образца 1891 год - Сергею Ивановичу Мосину, который родился в Рамони:

В Рамони есть улица, названная в честь этого выдающегося конструктора:

Более подробную информацию об истории Рамони, а так же адреса, телефоны и часы работы музеев можно найти на сайтах: http://www.ramon.ru/, http://istram.ucoz.ru/


Источник: http://www.osd.ru/txtinf.asp?tx=2647



Центральный замок, активаторы ЦЗ, проблемы - Открытки с днём рождения для учительницы



Центральный замок в авто Центральный замок в авто Центральный замок в авто Центральный замок в авто Центральный замок в авто Центральный замок в авто Центральный замок в авто

Похожие новости: